Официальный портал
На главную    Карта сайта

УТВЕРЖДАЮ

Начальник Академии ФСБ России
В. Остроухов
7 декабря 2015 года
№ 38

 

ПРАВИЛА ПРИЕМА
в Академию ФСБ России
на обучение по образовательной программе
высшего образования – программе магистратуры
в 2016 году

I. Общие положения

1. Настоящие Правила приема в Академию ФСБ России определяют условия и порядок приема кандидатов на обучение по образовательной программе высшего образования – программе магистратуры по направлению «Юриспруденция» . Данная программа реализуется на факультете заочного обучения института подготовки оперативного состава Академии по заочной форме. Срок обучения составляет 2 года 5 месяцев.

2. Настоящие Правила разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере образования, а также правовыми актами Минобрнауки России и ФСБ России.

3. В качестве кандидатов на поступление рассматриваются военнослужащие органов федеральной службы безопасности , а также иных федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба .

4. Решение о направлении (отказе в направлении) кандидата на обучение принимается на заседании аттестационной комиссии органа безопасности (подразделения ведомства) на основании рапорта военнослужащего, поданного по команде на имя начальника органа безопасности (руководителя подразделения ведомства).

5. Кандидаты должны иметь высшее образование, подтвержденное дипломами «бакалавра» или «специалиста», стаж практической деятельности не менее трех лет, занимать, как правило, должности не ниже руководящего состава первичного звена или быть включенными в кадровый резерв для их замещения.

При несоответствии указанным требованиям кандидату отказывается в приеме документов.

6. Органы безопасности (ведомства) к 15 сентября 2016 года в установленном порядке направляют в Академию следующие документы кандидатов: рапорт кандидата о направлении на обучение; заверенная копия документа об образовании и приложения к нему; справка по форме № 1; справка об оформлении допуска к сведениям, составляющим государственную тайну (не ниже второй формы); выписка из протокола заседания аттестационной комиссии органа безопасности (подразделения ведомства) с заключением о целесообразности направления кандидата в Академию.

К документам приобщаются три цветные фотографии кандидата размером 4×6 см в гражданской одежде.

7. Для организации приема, вступительных испытаний и проведения конкурса создается приемная комиссия Академии .

Для рассмотрения документов кандидатов создается отборочная комиссия.

Для проведения вступительного испытания создается экзаменационная комиссия.

Для рассмотрения апелляций на период проведения вступительного испытания создается апелляционная комиссия.

8. Документы кандидатов, поступившие с нарушением сроков, а также оформленные с нарушением установленных требований, возвращаются в органы безопасности (ведомства) без рассмотрения отборочной комиссией.

9. Заключение приемной комиссии о допуске (отказе в допуске) к вступительному испытанию выносится не позднее 30 дней до начала вступительного испытания.

10. Не позднее 30 дней до начала вступительного испытания в орган безопасности (ведомства) направляется вызов на кандидата для участия во вступительном испытании с указанием срока прибытия в Академию.

II. Порядок проведения вступительного испытания,  подачи и рассмотрения апелляций

11. Прием в Академию на поток подготовки по программе магистратуры осуществляется на конкурсной основе по результатам прохождения вступительного испытания по курсу «Проблемы организации политической системы общества и государственной власти».

Теоретико-методологическую основу данного курса составляют положения учебных дисциплин «Теория государства и права», «Конституционное право Российской Федерации» и «Политология».

Вступительное испытание проводится в Академии в ноябре 2016 года.

12. Вступительное испытание проводится в письменной форме. Задание вступительного испытания состоит из двух вопросов и эссе на заданную общественно-политическую тему (рекомендации по написанию эссе и Программа вступительного испытания прилагаются). Продолжительность вступительного испытания 4 астрономических часа   (240 минут) без перерыва.

Кандидату не предоставляется возможность замены варианта задания вступительного испытания.

13. Результаты вступительного испытания оцениваются по                100-балльной шкале.

Пороговое значение, ниже которого результат вступительного испытания оценивается неудовлетворительно, установлено в 40 баллов.

14. Во время вступительного испытания кандидат обязан иметь при себе документ, удостоверяющий личность, и предъявлять его по требованию председателя (членов) экзаменационной комиссии или ответственного секретаря приемной комиссии.

15. Во время проведения вступительного испытания кандидату запрещается:

разговаривать, общаться с другими кандидатами, самовольно пересаживаться на другие места;

делать какие-либо пометки, условные знаки на листах письменной работы, по которым может быть установлено их авторство;

использовать какие-либо вспомогательные и справочные материалы, не разрешенные экзаменационной комиссией (учебники, методические пособия, справочники и др.);

пользоваться техническими средствами (мобильными телефонами, компактными персональными компьютерами и др.).

16. Кандидаты, нарушившие одно из требований пункта 15 настоящих Правил, решением председателя приемной комиссии или его заместителя могут быть отстранены от участия во вступительном испытании независимо от объема выполненной работы.

В этом случае председатель (заместитель председателя) экзаменационной комиссии и ответственный секретарь приемной комиссии выясняют обстоятельства нарушения этих требований. По факту нарушения ответственным секретарем приемной комиссии и членами экзаменационной комиссии составляется акт, который утверждается председателем приемной комиссии.

17. Повторное прохождение (пересдача) вступительного испытания в один и тот же год не разрешается.

18. О невозможности проходить вступительное испытание по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, подтвержденным документально, кандидаты обязаны сообщить представителям приемной комиссии до начала проведения вступительного испытания.

По решению председателя или заместителя председателя приемной комиссии кандидат допускается к прохождению пропущенного вступительного испытания до дня заседания приемной комиссии по зачислению.
Кандидаты, не явившиеся без уважительной причины для сдачи вступительного испытания или получившие неудовлетворительную оценку, решением председателя приемной комиссии исключаются из числа кандидатов на обучение в Академии.

19. Кандидат имеет право подать апелляцию .

Апелляцией является письменное заявление кандидата об ошибочности, по его мнению, выставленной оценки на вступительном испытании. В ходе рассмотрения апелляции проверяется только правильность выставления оценки. Внесение любых изменений в выполненную работу не допускается. Рассмотрение апелляции не является повторным прохождением вступительного испытания.

20. Апелляция подается в день объявления оценки, полученной на вступительном испытании.

До подачи апелляции кандидат имеет право ознакомиться со своей работой в присутствии члена экзаменационной комиссии.

21. В случае необходимости изменения оценки (повышения или понижения) решение апелляционной комиссии оформляется актом, в соответствии с которым вносятся изменения оценки в экзаменационную работу кандидата, экзаменационную ведомость и экзаменационный лист.

При возникновении разногласий в апелляционной комиссии проводится голосование, и решение утверждается большинством голосов. Решение апелляционной комиссии доводится до сведения кандидата (под роспись). Данное решение является окончательным и пересмотру не подлежит.

22. Факт ознакомления с Правилами подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний в Академии фиксируется в экзаменационном листе и заверяется личной подписью кандидата.

III. Порядок проведения конкурса и зачисления на обучение

23. Итоги конкурса подводятся приемной комиссией исходя из проходного балла, определяемого соотношением количества кандидатов, успешно прошедших вступительное испытание, и количества учебных мест на потоке подготовки.

24. При соответствии всем необходимым требованиям на обучение зачисляются кандидаты, набравшие по результатам вступительного испытания количество баллов, равное проходному баллу или более проходного балла.

Документы кандидатов, не прошедших по конкурсу, подлежат возврату в органы безопасности (ведомства).

25. Решение о зачислении кандидатов на обучение в Академию принимается на заседании приемной комиссии. Решение о зачислении оформляется протоколом, на основании которого издается соответствующий приказ Академии о зачислении.

Кандидаты, не зачисленные на обучение, направляются к месту прохождения военной службы за счет направившего органа безопасности (ведомства).

26. Не позднее десяти дней после издания приказа Академии о зачислении на обучение в органы безопасности (ведомства) направляются выписки из приказа на кандидатов, зачисленных на обучение.

 

IV. Обеспечение кандидатов на период поступления в Академию

27. Прибытие в Академию для участия во вступительном испытании и начальном установочном сборе и убытие обратно к местам прохождения военной службы осуществляется за счет направившего органа безопасности (ведомства).

28. Кандидаты, направленные органами безопасности, расположенными за пределами Московского региона, на период проведения вступительного испытания и начального установочного сбора обеспечиваются местами в общежитии объекта № 1 Академии.

 

Адрес места прибытия: г. Москва, Мичуринский проспект, дом 70.

Телефон дежурного по Академии: (495) 989-36-36, 989-36-37.

Телефоны руководства факультета заочного обучения ИПОС Академии: (495) 989-30-34, 989-33-72.

 

 


Приложение  
к правилам приема в магистратуру
Академии ФСБ России в 2016 году,
утвержденным           2016 г. №       
                                                                        (п.12)

РЕКОМЕДАЦИИ по написанию эссе

Эссе представляет собой прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, в котором выражены знания и представления автора по конкретной проблеме. При раскрытии темы эссе автор должен продемонстрировать способности самостоятельного и логически взаимосвязанного мышления, проявить умение грамотно излагать материал, квалифицированно аргументировать свою позицию.

 

Основные требования к эссе

1. Содержание эссе должно соответствовать проблеме.

2. Эссе должно восприниматься как логически целое обоснование рассматриваемой проблемы.

3. Квалифицированно, с опорой на знания предметов, раскрыть социально-правовые явления и процессы.

4. Идеи автора должны быть ясно и понятно изложены в форме юридических понятий и категорий, которые на научно-теоретическом уровне охарактеризуют социально-правовые явления и процессы; раскрывают свойственные им значимые признаки, существенные связи и государственно-правовые закономерности.

5. Представленные в тезисах основные идеи автора должны быть юридически аргументированы с опорой на факты и примеры из истории, современной жизни общества, личного и профессионального опыта. Аргументация не должна предшествовать формулировке тезисов.

6. Важно правильно и уместно использовать юридическую терминологию, формулировать необходимые и обоснованные выводы, которые не должны совпадать с тезисами.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
 ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АКАДЕМИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
____________________________________________________________________________
Институт подготовки оперативного состава
Следственный факультет
Кафедра общеправовых дисциплин

 

ПРОГРАММА вступительного испытания по курсу «Проблемы организации политической системы общества и
государственной власти»

 

МОСКВА 2016

 

Программа вступительного испытания составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»).

1. Методические рекомендации по подготовке к экзамену

Государство и право представляют собой сложные общественные явления. Их изучение предполагает уяснение различных точек зрения по вопросам истории возникновения, выделение и анализ наиболее существенных признаков, отличающих их других политических организаций и социальных регуляторов, действующих в обществе, определение их сущности, социального назначения, типологии и периодизации развития.

Государство и право функционируют по определенным направлениям, которые в юридической науке определяются как функции государства и права. Характеристика функций государства и права предполагает выделение и уяснение их основных признаков. Важно показать различные подходы классификаций функций государства и права, определив соответствующие для этого критерии. Необходимо также дать характеристику содержания каждой из функций государства и права и показать взаимосвязи между ними.

Государство и право представляют собой системы взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, определяемых как механизм государства и система права. Их характеристика предполагает уяснение их основных признаков и структуры. Важно определиться с их понятием, выделить критерии для классификации основных элементов, рассмотреть в соответствии с выделенными критериями их основные виды (глава государства, парламент, правительство, министерства и иные ведомства, суд, прокуратура, отрасли и институты права) и дать их общую характеристику.

Государство и право функционируют в рамках определенных форм. Анализ данных форм предполагает характеристику их основных элементов (формы правления, формы государственного устройства, формы политического режима; правового обычая, юридического прецедента, нормативного договора, нормативного правового акта). Особое внимание необходимо обратить на формы Российского государства и формы (источники) российского права, показать их особенности.

Существенное значение имеет определение понятия правоотношений. Характеристика правоотношений предполагает знание их отличий от других видов общественных отношений, а также структуры правоотношений – объектов правоотношений, субъектов права, содержания правоотношений и юридических фактов.

При раскрытии вопроса о понятии субъекта права и их основных видах необходимо дать характеристику основным юридическим качествам (свойствам), которыми должны обладать субъекты права (правоспособности, дееспособности, правосубъектности, правовому статусу) и объяснить особенности данных качеств применительно к таким видам субъектов права, как физические и юридические лица.

Вопрос содержания правоотношений предполагает уяснение понятий и юридического содержания субъективного права и юридической обязанности, их взаимосвязи друг с другом. При характеристике юридических фактов, являющихся основаниями для возникновения, изменения или прекращения правоотношений, необходимо отличать друг от друга такие юридические факты, как события и действия.

При характеристике правонарушений необходимо обратить внимание на их основные признаки (общественная опасность, противоправность, деяние, деликтоспособность, виновность). При классификации правонарушений (преступления и проступки) необходимо характеризовать наиболее важные признаки каждого из них.

При анализе юридической ответственности следует определиться с ее общими признаками, основными видами и специфическими признаками каждого из ее видов.

Конституционный строй Российской Федерации представляет собой систему основополагающих принципов организации государственной власти в стране, организации жизни российского общества и взаимоотношений между государством и его гражданами. Характеристика конституционного строя Российской Федерации предполагает анализ его основных принципов: народовластие, федерализм, разделение властей, признание и соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Раскрывая вопрос о гражданстве в Российской Федерации, необходимо охарактеризовать основные конституционные права, свободы и обязанности граждан, гарантии их осуществления, обратив особое внимание на принципы гражданства и основания его приобретения и прекращения.

Характеристика органов государственной власти Российской Федерации предполагает анализ конституционного статуса Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации и каждой из его палат (Совета Федерации и Государственной Думы), Правительства Российской Федерации, органов отраслевого управления, судебной системы и органов прокуратуры Российской Федерации.

Характеристика конституционного статуса данных государственных органов должна включать в себя анализ основных конституционных принципов их организации и деятельности, компетенции и взаимоотношений с другими государственными органами.

2. Вопросы для подготовки к вступительному испытанию

1. Основные теоретико-методологические подходы к истории возникновения государства.

2. Понятие государства. Сущность и социальное назначение государства.

3. Периодизация развития государства и права. Общая характеристика основных исторических типов государства и права.

4. Понятие формы государства. Основные факторы, влияющие на содержание и динамику форм государства.

5. Формы правления: понятие, основные виды и их характеристика (на примере России и зарубежных государств).

6. Форма государственного устройства: понятие, основные виды и их характеристика (на примере России и зарубежных государств).

7. Особенности федерализма в Российской Федерации.

8. Форма государственного (политического) режима: понятие, основные виды и их характеристика (на примере России и зарубежных государств).

9. Понятие механизма государства и его структура  (на примере России и зарубежных государств).

10. Государственные органы: понятие и классификация.

11. Глава государства в механизме государства (на примере России и зарубежных государств).

12. Органы законодательной власти в механизме государства (на примере России и зарубежных государств).

13. Органы исполнительной власти в механизме государства (на примере России и зарубежных государств).

14. Органы судебной власти в механизме государства (на примере России и зарубежных государств).

15. Понятие функций государства и их классификация.

16. Формы и методы реализации функций государства.

17. Понятие политической системы общества и ее структура (на примере России и зарубежных стран).

18. Место и роль государства в политической системе общества.

19. Правосознание как особая форма общественного сознания. Характеристика его основных видов и уровней.

20. Социальные нормы: понятие, основные виды и их характеристика.

21. Место права в системе социальных регуляторов.

22. Понятие права, его сущность и социальное назначение.

23. Основные современные концепции правопонимания.

24. Нормы права: понятие и классификация.

25. Логическая структура нормы права.

26. Соотношение права и нравственности.

27. Принципы и функции права: понятие, основные виды, характеристика.

28. Понятие системы права и ее структура. 

29. Предмет и метод правового регулирования. 

30. Соотношение национального и международного права.

31. Правотворчество как вид государственной деятельности.

32. Формы (источники) права: понятие, основные виды и их характеристика.

33. Нормативный правовой акт как основная форма (источник) права Российской Федерации.

34. Закон как вид нормативного правового акта. Основные виды законов.

35. Конституция Российской Федерации и ее юридические свойства.

36. Основы конституционного строя Российской Федерации как объект обеспечения безопасности государства.

37. Законодательный процесс: понятие и основные стадии.

38. Понятие подзаконных нормативных правовых актов и их основные виды.

39. Действие нормативных правовых актов во времени. Обратная сила нормативных правовых актов.

40. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу субъектов.

41. Систематизация нормативных правовых актов.

42. Правоотношения: понятие, классификация,  отличие от иных видов общественных отношений.

43. Понятие субъекта права.

44. Классификация субъектов права и их общая характеристика.

45. Граждане как субъекты права. Институт гражданства в Российской Федерации.

46. Институт прав и свобод человека и гражданина (на примере России и зарубежных государств).

47. Особенности правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

48. Организации как субъекты права. Юридические лица.

49.  Юридическое содержание правоотношений.

50.  Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений.

51. Реализация норм права: понятие и ее основные формы.

52. Правоприменительная деятельность государства: понятие и основные стадии.

53. Коллизии и пробелы: способы их решения и преодоления.

54. Акты применения норм права: понятие, основные виды, отличия от нормативных правовых актов.

55. Понятие правонарушения.

56. Основные виды правонарушений и их характеристика.

57. Состав правонарушения.

58. Понятие юридической ответственности.

59. Основные виды юридической ответственности и их общая характеристика.

60. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния.

61. Законность: понятие, требования (принципы) и гарантии обеспечения.

 

 

Рекомендованные нормативные правовые акты и литература

Конституция Российской Федерации (в редакции Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21.07. 2014 г. № 11-ФКЗ). Ст. 71 // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390-ФЭ «О безопасности» (в редакции Федерального закона от 05.10.2015 г. № 285-ФЗ) // СЗ РФ. 2011 г. № 1. Ст. 2.

Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (в редакции Федерального закона от 30.12.2015 г. № 468-ФЗ) // СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269.

Указ Президента РФ от 21.5.2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (в редакции Указа Президента РФ от 02.02. 2016 г. № 41) // СЗ РФ. 2012. № 22. Ст. 2754

Федеральный закон от 10.01.1996 № 5-ФЗ «О внешней разведке» (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 г. № 159-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст.143.

Федеральный закон от 12.08.1995 «Об оперативно-розыскной деятельности» (ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 173-ФЗ) // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

Федеральный закон от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции Федерального закона от 14.12.2015 г. № 370-ФЗ) // СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.

Теория государства и права. Учебник / под ред. В.В. Лазарева. М.: Право и закон, 2016.

Теория государства и права. Учебник / под ред. М.Н. Марченко. М., 2016.

Стрекозов В.Г.Конституционное право России. Учебник для бакалавров. Юрайт. 2015.

Конституционное право России: учебник для студентов вузов/ под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. Юнити-Дана . 2014.

Конституционное право Российской Федерации / под ред. М.В. Баглая. М.: Норма, 2011 (или более поздняя редакция).

ФСБ России. Правовое регулирование деятельности федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации: Научно-практический комментарий / под ред.В.Н. Ушакова, И.Л. Трунова. М., 2006.

 

Далее – Правила и Академия соответственно.

Далее – кандидаты

Далее – органы безопасности.

Далее –  ведомства

Далее – приемная комиссия.

В соответствии с Правилами подачи и рассмотрения апелляций в Академии ФСБ России, ежегодно утверждаемыми начальником Академии.