Официальный портал
На главную    Карта сайта

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 

ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ФОНЕТИКА

Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные. Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме. Слог и ударение в слове. Правописание безударных гласных. Правила орфоэпии. Фонетический разбор слова.

ЛЕКСИКА

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Омонимы. Прямое и переносное значение слов. Понятие о синонимах и антонимах. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Профессиональная лексика. Диалектные слова. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Неологизмы. Понятие об устойчивых словосочетаниях. Типы устойчивых словосочетаний.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Состав слова. Основа и окончания. Корень слова. Суффикс. Приставка. Важнейшие случаи чередования гласных в корнях слов и их правописание. Гласные после шипящих и «ц», их правописание. Правописание приставок. Морфемный анализ слова.
Основные способы словообразования в русском языке. Словообразовательный разбор.

МОРФОЛОГИЯ

Общие сведения о частях речи. Их классификация

Имя существительное. Значение имени существительного, его грамматические признаки и синтаксическая роль. Существительные нарицательные, собственные, одушевленные и неодушевленные. Род имен существительных. Число имен существительных. Склонение имен существительных. Несклоняемые имена существительные. Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное. Значение имени прилагательного, его грамматические признаки и синтаксическая роль. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Полная и краткая формы имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Образование и правописание прилагательных сравнительной и превосходной степени. Склонение прилагательных. Переход прилагательных в другие части речи. Морфологический разбор имени прилагательного.

Имя числительное. Значение имени числительного, его грамматические признаки и синтаксическая роль. Числительные количественные и порядковые. Собирательные числительные. Числительные простые, составные и сложные. Морфологический разбор имени числительного.

Местоимение. Значение местоимений, их грамматические признаки и синтаксическая роль. Разряды местоимений по значению. Изменение местоимений. Переход местоимений в другие части речи и употребление других частей речи в роли местоимений. Морфологический разбор местоимений.

Глагол. Значение глагола, его грамматические признаки и синтаксическая роль. Неопределенная форма глагола, ее значение и синтаксическая роль. Виды глагола. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы. Категория наклонения. Время глагола. Спряжение глаголов, категории лица, числа, рода. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола.

Причастие. Значение причастия, его грамматические признаки и синтаксическая роль. Образование действительных и страдательных причастий. Краткие страдательные причастия. Правописание «н» и «нн» в причастиях и прилагательных. Морфологический разбор причастия.

Деепричастие. Значение деепричастия, его грамматические признаки и синтаксическая роль. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий.

Наречие. Значение наречий, их грамматические признаки, синтаксическая роль. Способы образования наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий.

Предлог. Значение предлогов, их синтаксическая роль. Правописание предлогов. Непроизводные и производные предлоги.

Союз. Значение союзов, их синтаксическая роль. Сочинительные и подчинительные союзы. Сложные союзы. Правописание союзов.

Частица. Разряды частиц по значению. Правописание частиц. Правописание частиц «не» и «ни» с различными частями речи.

Междометие. Роль междометий в языке. Разряды междометий по значению. Знаки препинания при междометиях. Звукоподражательные слова.

СИНТАКСИС

Словосочетание. Понятие о словосочетании. Виды словосочетаний. Способы связи слов в словосочетании. Синтаксический разбор словосочетания.

Предложение. Предложение как основная единица синтаксиса. Основные признаки предложения. Отличие предложения от словосочетания. Типы предложений.

Простое предложение. Виды предложений: по составу предикативной основы; по наличию второстепенных членов; по цели высказывания; по эмоциональной окраске. Полные и неполные предложения. Логическое ударение.

Односоставные предложения. Предложения определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, назывные.

Члены предложения главные и второстепенные. Подлежащее и способы его выражения. Типы сказуемого и способы их выражения. Согласованные и несогласованные определения и приложения, способы их выражения. Тире между подлежащим и сказуемым.

Однородные члены предложения. Союзы при однородных членах. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Вводные слова и вводные предложения, знаки препинания при них. Обращения и знаки препинания при них.

Сложное предложение. Типы сложных предложений. Средства выражения отношений между частями сложного предложения. Сложносочиненные предложения. Синтаксические отношения между частями сложносочиненных предложений. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Сложноподчиненные предложения. Классификация придаточных частей сложноподчиненного предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Соподчинение и последовательное подчинение. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Бессоюзные сложные предложения. Виды бессоюзных сложных предложений и знаки препинания при них. Сложные синтаксические конструкции.

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Замена прямой речи косвенной. Диалог. Цитирование.

ТРЕБОВАНИЯ
К ПИСЬМЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(изложение с творческой частью)

Под изложением понимается самостоятельная письменная работа типа описания, повествования, рассуждения, выполненная на основе прочитанного экзаменатором текста.

Изложение абитуриента завершается творческой частью - самостоятельным рассуждением по теме текста.

Целью изложения является проверка умения абитуриента грамотно, то есть с соблюдением правил орфографии, пунктуации, грамматики и культуры речи, логично и последовательно излагать мысли.

Творческая часть обязательна. В творческой части абитуриент должен показать высокий уровень гуманитарной эрудиции, самостоятельность мышления, безукоризненное владение письменным литературным языком.
Отсутствие творческой части снижает оценку.

К работе предъявляются следующие требования: содержание изложения должно полностью соответствовать прочитанному тексту, работа должна характеризоваться единством стиля, выразительностью, разнообразием синтаксических конструкций, богатством лексики и точностью словоупотребления.

Текст составляется на основе художественной, публицистической и мемуарной литературы.

Объем текста — около 600 слов.

Текст читается экзаменатором 2 раза. Во время чтения текста абитуриентам запрещено вести записи.

Изложение пишется 4 часа.

ПРИМЕР ТЕКСТА ДЛЯ ИЗЛОЖЕНИЯ

Отец неоднократно говорил Павлу, что каждый отвечает прежде всего перед самим собой и потому сам себе главный судья. Отец учил, что в сложных, требующих самостоятельного решения ситуациях человек должен поступать так, как подсказывают убеждения и совесть.

Этому наказу на войне Павел следовал неукоснительно и во всех случаях в конечном счете оказывался прав. Самый впечатляющий пример правильности и мудрости отцовского наставления он получил в тяжелую пору, когда армия, потерявшая в непрерывных боях более половины личного состава, ожесточенно сопротивляясь и отстаивая до последнего каждую позицию, отходила к Волге.

Немцам удалось разрезать их дивизию на несколько частей и он, Павел, с остатками батальона оказался в группе из полутора сотен бойцов, окруженных со всех сторон на пересечении двух степных шоссейных дорог. Он вместе с капитаном Петровым, бывалым фронтовиком, имевшим за первый год войны два ордена Красного Знамени, поспешно организовал круговую оборону.

Несмотря на ранения в голову и плечо, капитан был энергичен, блестяще ориентировался и командовал в боевой обстановке, его смелости и хладнокровия хватило бы на десяток фронтовиков.

Бойцы поклялись друг другу, что не отступят, не уйдут отсюда живыми. Они окапывались, сознавая, что для большинства из них это последний в жизни рубеж. Но вечером по радио был получен совершенно неожиданный приказ: всем частям дивизии оставить технику и боеприпасы и форсированным маршем немедленно отходить на восток, к Волге.

Казалось, все было ясно и не требовало размышлений, но Павел после недолгого раздумья заявил капитану, что без письменного приказа ни он, ни люди его полка отсюда не уйдут.

Капитан пытался его переубедить, называл формалистом, обвинял, что бумажка для него важнее сохранения жизней сотни человек и что за такое неподчинение приказу его могут расстрелять. Они спорили до хрипоты, но каждый остался при своем мнении. А после полуночи капитан собрал своих людей и скрытно, без единого выстрела провел их мимо немцев. Павел же со своими остался и спустя несколько часов выдержал страшнейшую атаку превосходящих сил противника.

Выросший в семье кадрового военного и знавший еще до армии, что «приказ начальника — закон для подчиненного», чем он руководствовался? Прежде всего здравым смыслом: пониманием значения перекрестка двух важнейших дорог для наступления немцев. Впрочем, поступившая команда противоречила основополагающему в тот трудный период приказу содержание которого выражалось весьма лаконично: «Ни шагу назад!» Приказ запрещал любое отступление, и в споре с капитаном Павел особенно упирал на это. Однако тот в ответ резонно говорил, что их дело не рассуждать, за них думает начальство, а они всего лишь исполнители.

В минуты принятия столь ответственного решения Павел менее всего думал о себе и своей судьбе. Он стремился принять решение, полезное прежде всего для Отечества. Отступление без боя представлялось ему глупостью, если не преступлением.

Отойти форсированным маршем к Волге... Для чего?... Чтобы занять оборону в сотне километров восточнее, а потом снова отвоевывать эту территорию? Какой мог быть в этом смысл? Никакого! Другое дело, если они останутся и пусть ценой своей жизни, но хоть на время приостановят продвижение врага. Только это в данных критических обстоятельствах могло быть, по разумению Павла, истинным выполнением их воинского долга.

С неполной сотней бойцов, двумя минометами и пушкой с разбитым прицелом он удерживал пересечение дорог более суток, пока к ним не прорвалась помощь.

Как выяснилось впоследствии, приказ об отступлении был передан по радио офицером, попавшим в плен и ставшим изменником. Тремя группами из пяти этот лжеприказ был выполнен. В результате обнажился фронт — повинных в этом командиров, так же как и бывалого капитана, расстреляли.
Павел же оказался прав и за мужество и героизм был награжден орденом Отечественной войны. Этот эпизод утвердил его в необходимости никогда не быть бездумным исполнителем, а поступать в сложных ситуациях так, как подсказывают совесть и убеждения.

ТРЕБОВАНИЯ К УСТНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Экзаменационные билеты составлены в соответствии программами по русскому языку и литературе для средней школы.

При ответе на вопрос по литературе абитуриент должен показать: свободное владение русским литературным языком; умение анализировать произведение; понимание его художественно-исторического и общественного значения.

Задания по русскому языку включают проверку знаний дисциплины «Русский язык» по разделам: фонетика, лексика, словообразование, морфология, синтаксис, культура речи, орфография, пунктуация.

 

ПРИМЕРЫ БИЛЕТОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Вариант 1

1. Тема поэта и поэзии в творчестве поэтов XIX века.

2. Понятие о сложном предложении. Предложения сложноподчиненные. Виды сложноподчиненных предложений.

3. А. Расставьте знаки препинания и объясните их. Составьте схему предложения. Подчеркнутое разберите как самостоятельное предложение (по членам предложения и по частям речи).
Пьер был у него под рукою в Москве и князь Василий устроил для него назначение в камер-юнкеры что тогда равнялось чину статского советника и настоял на том чтобы молодой человек с ним вместе ехал в Петербург…

Б. Найдите и исправьте речевые ошибки.
1. Он любил играть на скрипке и пел. 2. Сегодня холодно, поэтому я одела шубу. 3. Выйдя на улицу ранним утром, тебя окружит водоворот запахов. 4. Хозяин заметил мальчишек в своем саду, кравших яблоки. 5. Каждый студент, пожелавший бы участвовать в конкурсе, должен подать заявление в деканат.

Вариант 2

1. «Сороковые, роковые...». Тема Великой Отечественной войны в послевоенной литературе.

2. Глагол как часть речи. Неопределенная форма глагола. Виды глагола. Переходные, непереходные глаголы. Возвратные, невозвратные глаголы.

3. А. Расставьте знаки препинания и объясните их. Составьте схему предложения. Подчеркнутое разберите как самостоятельное предложение (по членам предложения и по частям речи).
Я в последнее время даже во сне это вижу мы на нашей старой даче просыпаемся и ветер шумит в соснах а на террасе старый бабушкин диван с подушками и качели в саду скрипят кто-то качается на них сильно-сильно.

Б. Найдите и исправьте речевые ошибки.
1. Велись восстановительные работы по реставрации зданий в старой части Москвы. 2. Руководитель изложил главную суть проблемы. 3. Дуэт двух гитар исполнил популярную мелодию. 4. Надо экономически основать использование этой техники. 5. Каждую весну школьники развешивают в лесу искусственные гнездовья.

Список нормативной литературы

Литература XIX века
Грибоедов А. С. «Горе от ума». Статья И. А. Гончарова «Мильон терзаний».
Пушкин А С. Лирика. «Евгений Онегин». Статьи В. Г. Белинского «Сочинения А С. Пушкина» (8-я и 9-я). «Маленькие трагедии» (по выбору абитуриента). «Медный всадник», «Полтава», «Повести Белкина» (одна из повестей по выбору абитуриента).
Лермонтов М. Ю. Лирика. «Герой нашего времени», «Мцыри», «Демон».
Гоголь Н. В. «Мертвые души», «Шинель».
Островский А. Н. «Гроза», «Бесприданница» (по выбору абитуриента). Полемика в критике.
Гончаров И. А. «Обломов». Произведение в оценке критиков.
Тургенев И. С. «Отцы и дети». Полемика в критике. «Ася», «Вешние воды», «Первая любовь» (по выбору абитуриента).
Некрасов Н. А. Лирика. «Кому на Руси жить хорошо», «Коробейники» (по выбору абитуриента).
Достоевский Ф. М. «Преступление и наказание» и еще один роман (по выбору абитуриента).
Толстой Л. Н. «Война и мир».
Салтыков-Щедрин М. Е. «Сказки», «История одного города» (по выбору абитуриента).
Чехов А. П. Рассказы. «Вишневый сад», «Три сестры» (по выбору абитуриента).
Лесков Н. С. «Тупейный художник», «Очарованный ник» (по выбору абитуриента).

Литература XX века
Бунин И. А. «Человек из Сан-Франциско», «Антоновские яблоки», «Темные аллеи» и другие рассказы (по выбору абитуриента).
Поэзия «серебряного века»: стихи И. Аненнского, К. Бальмонта, В. Брюсова, Н. Гумилева, М. Цветаевой, А. Ахматовой, Ф. Сологуба, В. Хлебникова и др. (стихотворения по выбору абитуриента).
Темы революции, Гражданской войны (М. Горький, А. Фадеев, А. Толстой, М. Шолохов и др.).
Блок А. А. Лирика. «Двенадцать».
Горький А. М. «На дне» и 2 — 3 произведения по выбору абитуриента.
Есенин С. А. Лирика.
Маяковский В. В. Стихотворения. Одна из поэм по выбору абитуриента.
Поэзия 30 —90-х годов XX века.
Шолохов М. А. «Тихий Дон», «Поднятая целина» (по выбору абитуриента).
Булгаков М. А. «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита», «Дни Турбиных» (по выбору абитуриента).
Осмысление подвига и трагедии народа в Великой Отечественной войне (К. Симонов, Ю. Бондарев, В. Быков, Б. Васильев, В. Кондратьев и др.). По выбору абитуриента.
Твардовский А. Т. Лирика. «Василий Теркин».
Солженицын А. И. «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор» (по выбору абитуриента).
Литература второй половины XX века: Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Белов, А. Вампилов, Ф. Искандер, В. Распутин, В. Шукшин и др. (по выбору абитуриента).