Вопрос создания специального учебного заведения для подготовки специалистов в области обеспечения государственной безопасности остро встал уже в первый год существования ВЧК. Направляемые для работы в органы ВЧК наиболее преданные делу революции рабочие, крестьяне, солдаты и матросы не имели даже малейшего представления о предстоящей им деятельности, поэтому нуждались в профессиональной подготовке. Ее необходимость возрастала по мере перехода внешних и внутренних врагов Советской России к тайным формам борьбы. Чекистам предстояло овладеть специальными знаниями, методами выявления и пресечения подрывной деятельности враждебных сил.
Серьезным шагом в создании системы подготовки кадров было открытие специального учебного заведения. Впервые этот вопрос был поставлен 5 апреля 1918 г. Коллегией ВЧК, члены которой высказались за образование курсов для разведчиков и комиссаров с привлечением к преподаванию на них опытных руководителей.
В сентябре 1918 г. открылись первые Инструкторские курсы, рассчитанные на 100-120 человек. Срок обучения на них составлял всего три недели.
Слушателями курсов стали сотрудники чрезвычайных комиссий, партийные и советские работники. Принимались только большевики, рекомендованные партийными комитетами, с образованием не ниже начального. На курсах готовили заведующих отделами ЧК, следователей, комиссаров, разведчиков и организаторов-инструкторов. К проведению занятий привлекались руководящие сотрудники и члены Коллегии ВЧК.
В годы Гражданской войны организовать регулярную подготовку сотрудников оказалось невозможно: все силы были брошены на борьбу с контрреволюцией. После победы большевиков перед руководством ВЧК вновь встал вопрос подготовки сотрудников.
29 января 1921 г. Президиумом ВЧК была поставлена задача организовать постоянно действующие курсы по подготовке сотрудников для службы в органах ВЧК. Начальником курсов был назначен М.К. Романовский.
26 апреля 1921 г. на курсах начался учебный процесс. Именно с этой даты начинается история Академии ФСБ России как постоянно действующего учебного заведения органов безопасности страны.
С 1922 г. курсы стали называться Высшими курсами ГПУ-ОГПУ. Созданный на них учебно-инструкторский отдел разрабатывал планы, программы для всей сети курсов и школ при местных органах ГПУ. Вопросы учебного процесса решались на Учебном совете, в который входили сотрудники Высших курсов и различных оперативных отделов Центрального аппарата ГПУ. Совет лекторов, состоявший из начальника курсов, начальника учебной части, лекторов и преподавателей, обсуждал методику преподавания, составлял учебные планы, программы, лекции, распределял время занятий, осуществлял воспитательную работу.
Одним из бессменных преподавателей, много сделавшим для развития системы образования органов государственной безопасности, был начальник Контрразведывательного отдела ГПУ-ОГПУ А.Х. Артузов. В своих лекциях на Высших курсах, в Центральной пограничной школе, Центральной школе ОГПУ он анализировал основные этапы деятельности органов госбезопасности. Особое внимание было уделено крупнейшим контрразведывательным операциям: оперативной игре «Синдикат-2», направленной на ликвидацию руководителя «Народного союза защиты Родины и свободы» Б. Савинкова, и операции по пресечению деятельности наиболее опасной контрреволюционной эмигрантской организации – «Русский общевоинский союз», возглавляемой А.П. Кутеповым. Курс лекций А.Х. Артузова впоследствии стал основой для многочисленных научных исследований.
Кроме Курсов ГПУ-ОГПУ существовало еще одно учебное заведение, игравшее важную роль в системе подготовки кадров для органов безопасности, – это созданная в 1922 г. Школа Транспортного отдела ОГПУ. Школа Транспортного отдела ОГПУ располагалась в Большом Кисельном переулке, дом № 11.
Школа готовила не только оперативных работников для транспортных отделов, но и инструкторов по противовоздушной обороне железнодорожного транспорта, осуществляла переподготовку личного состава. При ней действовали курсы работников шоссейного транспорта, дактилоскопические курсы.
В июле 1929 г. Высшие курсы ОГПУ преобразовываются в Школу по переподготовке работников внутренних органов. Отбор курсантов в учебное заведение стал еще более тщательным.
Однако изменения в политической и оперативной обстановке в стране в конце 1929 г. – начале 1930 г. показали, что Школа не в состоянии подготовить в необходимом количестве сотрудников для органов безопасности. Особенно остро нехватка кадров ощущалась в территориальных органах. На повестку дня был поставлен вопрос о создании нового учебного заведения, способном готовить в необходимом количестве специалистов соответствующего уровня.
В 1930 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение о направлении на учебу с последующим зачислением на службу в органы безопасности 1000 передовых рабочих из промышленных предприятий Советского Союза.
Первым начальником Центральной школы был назначен А.М. Шанин.
Школа располагалась в Большом Кисельном переулке, в здании, где ранее располагалась Школа Транспортного отдела.
Лекторами были назначены 111 работников Центрального аппарата, среди которых А.X. Артузов, И.А. Апетер, Б.И. Гудзь, Н.И. Демиденко, Н.Ф. Еремин, А.И. Кауль, Д.В. Усов, С.Г. Фирин и другие.
В школе большое место отводилось военной подготовке слушателей. Практические занятия проводились в полевом лагере недалеко от Мытищ. В лагерь личный состав выдвигался пешим порядком (около 24 км).
Неподдельный интерес к созданию и деятельности Центральной школы проявлял председатель ОГПУ В.Р. Менжинский.
Предметом особой гордости Центральной школы был ее оркестр, которым руководил известный композитор, автор марша «Прощание славянки» В.И. Агапкин.
В марте 1939 г. Центральная школа была реорганизована в Высшую школу НКВД СССР с годичным сроком обучения. При ней организовывались шестимесячные курсы для подготовки руководящих работников оперативно-чекистских управлений и отделов Центрального аппарата и периферийных органов.
В конце 1930-х годов в Центральной школе, а также в межкраевых школах ГУГБ НКВД СССР окончательно сформировались специальные учебные дисциплины и соответствующие кафедры, которые определяли содержание подготовки и переподготовки слушателей. Специальный цикл обучения составляли такие дисциплины, как «Основы агентурно-оперативной работы», «Борьба с иностранными разведками», «Следственное дело», «История ВЧК-ОГПУ-НКВД».
К началу 1941 г. в Высшей школе НКВД на основном курсе со сроком обучения 1 год занималось 250 человек, на шестимесячных курсах усовершенствования руководящего состава также 250 человек.
В годы Великой Отечественной войны Высшая школа представляла собой образовательный центр, способный на быструю перестройку учебного процесса в соответствии с потребностями военного времени. В ней непрерывно шел процесс подготовки кадров для советских органов безопасности, в первую очередь – военной контрразведки.
26 июня в специальный отряд при Особой группе НКВД, который вскоре был преобразован в Отдельную мотострелковую бригаду особого назначения (ОМСБОН), было откомандировано 140 слушателей Высшей школы. Главная задача бригады – организация разведывательно-диверсионной работы и партизанской войны в тылу немецко-фашистских войск. 19 июля 1941 г. из Высшей школы в распоряжение Особых отделов НКВД и Третьих управлений Наркомата ВМФ была передана большая группа преподавателей.
В годы Великой Отечественной войны пять выпускников Школы были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
Жидков П.А.,
выпускник 1941 г.
Лягин В.А.,
выпускник 1938 г.
Медведев Д.Н.,
выпускник 1936 г.
Мирковский Е.И.,
выпускник 1941 г.
Молодцов В.А.,
выпускник 1935 г.
За годы Великой Отечественной войны в Высшей школе по разным направлениям прошли подготовку 7135 человек. Президиум Верховного Совета СССР дал высокую оценку деятельности школы в этот период – 30 августа 1945 г. она была награждена Красным Знаменем и Грамотой. В соответствии с положением об охране Красного Знамени в состав общешкольного наряда был введен постоянный пост.
Окончание Великой Отечественной войны и переход к условиям мирного времени потребовали соответствующей перестройки деятельности органов государственной безопасности СССР.
В этих условиях были повышены требования к поступающим в Высшую школу, увеличен срок обучения на курсах усовершенствования до 2-3 лет и включены дополнительно в учебный план такие дисциплины, как политэкономия, история СССР, классическая и современная литература, иностранный язык. Была усилена юридическая подготовка, установлен единый профиль обучения – переподготовка сотрудников контрразведывательных подразделений со знанием иностранного языка.
В период с 1946 по 1952 годы Высшей школой было подготовлено и переподготовлено около 10 тысяч сотрудников.
Отсутствие собственного вуза не позволяло учебным заведениям органов безопасности готовить кадры, отвечающие нуждам времени.
Постановлением Совета Министров СССР от 15 июля 1952 г. система подготовки кадров для МГБ СССР была реорганизована. Высшая школа получила статус высшего учебного заведения. Первые дипломы о высшем образовании получили 189 человек, 37 из них - дипломы с отличием. В 1954 г. создана аспирантура.
Первое вручение дипломов
о высшем образовании
19 декабря 1967 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за заслуги в деле подготовки кадров для органов и войск Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР Высшая школа Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР им. Ф.Э. Дзержинского награждена орденом Красного Знамени.
В 1950-1960-х годах Высшей школой КГБ руководили: полковник Ефимов А.Я., генерал-майор Борисоглебский Е.И., генерал-майор Куренков А.Н., генерал-лейтенант Питовранов Е.П. и генерал-лейтенант Гришин П.Г..
В 1962 г. Высшей школе КГБ при Совете Министров СССР присвоено имя Ф.Э. Дзержинского.
В 1970-х г. Высшая школа жила насыщенной жизнью – вводились новые методы обучения, велась активная научно-исследовательская работа, развивалась издательская деятельность, углублялось международное сотрудничество.
В 1980 г. Президиум Верховного Совета СССР за заслуги в подготовке высококвалифицированных кадров вручил Высшей школе орден Октябрьской Революции.
В 1978 г. Правительство Монголии вручило школе орден Боевого Красного Знамени, а в 1985 г. Правительство Венгрии – орден Красной Звезды.
Орден Дружбы Вьетнам
Орден Боевого Красного Знамени (МНР)
Орден Красной Звезды (ВНР)
К началу 1980-х гг. в Высшей школе сложилась развитая система факультетов и кафедр. В этот период общее число факультетов увеличилось до 10, а кафедр – до 46, и сформировалась серьезная научная школа по качественной подготовке специалистов органов безопасности.
В 1992 г. Высшая школа вступает в новый этап своего развития. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 1992 г. на базе Высшей школы им. Ф.Э. Дзержинского и Академии пограничных войск была образована Академия Министерства безопасности Российской Федерации.
Сложные задачи коренной перестройки учебной, научной и воспитательной работы Академии ФСБ России в 1990–2000-х годах решались под руководством генерал-майора В.В. Титаренко, генерал-лейтенанта С.В. Дьякова, генерал-полковника В.А. Тимофеева, генерал-лейтенанта В.Л. Шульца, генерал-полковника В.А. Власова. Во многом благодаря их усилиям в настоящее время Академия ФСБ России является крупным многопрофильным учебно-научным центром.
В 1998 г. Академия первой среди образовательных учреждений спецслужб и правоохранительных ведомств России успешно прошла государственную аттестацию и аккредитацию.
Орден Красного Знамени
Орден Жукова
Орден Октябрьской Революции
Сегодня Академия готовит кадры не только для ФСБ России, но и для Федеральной службы охраны Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, некоторых других ведомств, а также осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов для органов безопасности. Ученые Академии принимают активное участие в разработке комплексных целевых программ, научной экспертизе и подготовке законодательных и иных правовых актов федерального уровня.
В настоящее время Академию ФСБ России возглавляет генерал-полковник Плотников Н.В.
Н.В. Плотников